ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя,
А, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:
- совместное планирование,
- проведение общих мероприятий,
- семинаров,
- праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ: обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1 года до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования, законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014); Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Документы федерального уровня
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей". PDF
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания, им при этом необходимой помощи". PDF
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". PDF
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи". PDF
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". PDF
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 г. №Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность". PDF
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2022 г. № 2253-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года". PDF
Документы регионального и муниципального уровня
- Постановление от 09.10.2013 г. № 430-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округу - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы". PDF
- Постановление от 13.12.2013 г. № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". PDF
Документы образовательной организации
- Приказ от 31.08.2021 г. № 191 "О создании службы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка – детский сад №8 "Солнышко". PDF
- Положение о службе психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка – детский сад №8 "Солнышко". PDF
Уважаемые родители!
6 сентября 2018 года на площадке общественной палаты Российской Федерации состоялся круглый стол «Перспективы развития Карты возможностей особого ребенка в регионах России». Тема вызвала интерес специалистов, так как было подано более 400 заявок для участия в мероприятии из всех регионов нашей страны, в том числе дистанционно. Карта возможностей особого ребенка функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более, чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями.
Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с ОВЗ, недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
На Карте возможностей особого ребёнка каждый родитель сможет находить и передавать свои ценные знания и накопленный опыт, то она станет востребованным и незаменимым инструментом среди будущих и настоящих родителей и опекунов детей с особыми потребностями.
- Информационное письмо руководителя проекта "Карта возможностей особого ребенка". PDF
- Презентация проекта "Карта возможностей особого ребенка". PDF
Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)" . PDF
"Помощь людям с РАС и ментальными нарушениями"
- Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2181-р
- Распоряжение Правительства ХМАО от 05 мая 2017 года № 261-рп
- Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1015
- Приказ 790-р от 07.09.2017 года
- Приказ 791-р от 07.09.2017 года
- Письмо Минобрнауки РФ о коррекционном и инклюзивном образовании детей
- О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме в дошкольном образовательном учреждении, 2019 год